Занятия физкультурой и закаливание детей при различных заболеванияхЗаболевания сердечно-сосудистой системыОбщие положения методики проведения занятий со школьниками, страдающими заболеваниями сердечно-сосудистой системы: - групповой метод занятий (желательно на свежем воздухе: в парке или в сквере, то есть необходимость закаливающего эффекта занятий);
- урок строится так, чтобы преобладали циклические упражнения (различные виды ходьбы, бега, сочетание бега и ходьбы, лыжные прогулки, катание на коньках и др.);
- исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием, на тренажерах и т.п.
В процессе занятий необходим контроль за частотой сердечных сокращений и дыханием, цветом кожи и общим состоянием больного. Дети, перенесшие ревматическую атаку (заболевшие ревматизмом), из стационара переводятся на долечивание в кардиологический санаторий. Затем каждые три месяца школьника осматривает кардиоревматолог, проводится анализ крови, снимают ЭKГ и др. Для профилактики обострений санируют ротовую полость, очаги хронической инфекции (гланды и др.), проводят сезонную бициллинопрофилактику. Два раза в год школьника должен осматривать стоматолог и оториноларинголог. Выписка в школу возможна, если у ребенка в норме СОЭ, лейкоциты и нет отрицательной динамики на электрокардиограмме. Дети, больные ревматизмом в неактивной фазе в первый год наблюдения занимаются физкультурой в специальной медицинской группе. Если нет признаков формирования порока сердца, на втором году можно разрешить им заниматься в подготовительной группе. С диспансеризации ребенка снимают, если у него в течение 5 лет не было обострения ревматического процесса и не сформировался порок сердца. Наблюдение детей с гипертоническими реакциями и гипертонической болезньюПовышение артериального давления нередко наблюдается у детей школьного возраста. Основная задача врача-педиатра — выяснить причину повышения артериального давления. Здесь необходимы консультации с эндокринологом, отоларингологом, урологом и другими специалистами, анамнез подобных заболеваний у родителей. Дети с повышенным АД почти никогда не предъявляют жалоб, хотя у них нарушен сон, часто болит голова, они раздражительны, быстро утомляются. Обычно заболевание выявляется при массовых осмотрах школьников. Нередко АД повышается у школьников с нарушениями темпов полового и физического развития. Для них следует организовать правильный режим с достаточным сном и пребыванием на воздухе, занятия физкультурой, особенно лыжные прогулки, игры на улице, в парке и др. Исключается участие в соревнованиях до приведения АД в норму. Полезны закаливающие процедуры. Больным детям следует ограничить прием жирной и соленой пищи. Наблюдение детей с пониженным артериальным давлениемУ детей нередко отмечается сниженное артериальное давление (нейроциркуляторная дистония). Но это не всегда является патологией. Гипотония характерна для современных школьников — с большими умственными нагрузками, гиподинамией и пр. При гипотонии характерна быстрая утомляемость, сонливость, головная боль, головокружение, плохой аппетит, нередко боль в сердце и др. Причиной гипотонии являются хронические инфекции (заболевания ЛОР-органов и т.п.), отрицательные эмоций, малая двигательная активность и др. Рекомендуется двигательный режим, полезны закаливающие процедуры (обтирания, души, ванны, сауна и др.). Показано санаторное лечение на юге. Заболевания органов дыханияЗанятия необходимо проводить групповым методом на свежем воздухе. В урок включают ходьбу, дозированный бег в сочетании с ходьбой и дыхательными упражнениями, лыжные прогулки, катание на коньках, игры, эстафеты и др. В холодную и ветреную погоду не следует проводить занятия на улице, особенно страдающим бронхиальной астмой. При проведении занятий в зале необходимо развивать правильное ритмичное дыхание, а также дыхание с акцентом на выдохе (особенно больным бронхиальной астмой, обструктивным бронхитом и др.). Наблюдения детей с аллергическими заболеваниямиПри возникновении аллергических заболеваний необходимо выяснить провоцирующие факторы и записать в карте, на какие препараты возникают аллергические реакции, какие продукты питания следует исключить из рациона. Обязательно сделать анализ на яйца глистов и простейших. При любой аллергии из рациона исключаются копчености, шоколад, какао, консервы. Рекомендуются вегетарианские супы, отварное мясо и рыба, овощи, фрукты, салаты с растительным маслом, кисломолочные продукты, витаминизация. Следует санировать все очаги инфекции. При респираторных аллергозах и бронхиальной астме вне приступа проводятся закаливающие процедуры, занятия физкультурой (ходьба в сочетании с бегом, лыжные прогулки, езда на велосипеде и пр.), лечебная физкультура. При нейродермите и экземе также показаны диета, борьба с очагами инфекции, запорами. Важно снять зуд и обеспечить нормальный сон. Этим детям противопоказаны профилактические прививки. Им необходимы закаливающие процедуры (обтирание, обливание, ванны, плавание в море и др.), ЛФK, в летнее время — санаторно-курортное лечение (солнечные и воздушные ванны, игры на берегу моря, ходьба и бег и др.). На ночь зудящие места обрабатывают пакетом со льдом (криомассаж 2—3 мин). Хронический тонзиллитХронический тонзиллит встречается у школьников очень часто. Для профилактики и лечения болезни проводят промывание лакун, полоскание горла отварами из трав, общее УФ-облучение, а также УФ-облучение стоп и горла, витаминизацию (особенно осенью и весной витамином С). Систематически проводят закаливающие процедуры, занятия физкультурой, утром — зарядку с последующим обтиранием холодной водой, на ночь — мытье ног холодной водой.
|